Метод замещающего онтогенеза




Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех ресурсов пластичности мозга. Её основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным  причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван «методом замещающего онтогенеза». Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция". При помощи этого метода можно стабилизировать и скоординировать работу отдельных зон мозга,  обеспечивающих его работу, простроить разнонаправленные мозговые связи.  
Обозначим наиболее принципиальные моменты МЗО в ДОУ
В целом базовая технология МЗО содержит четыре обязательных пункта:
1.Формирование произвольной саморегуляции и коммуникативных потребностей ребенка.
2. Формирование психосоматического каркаса личности.
3. Формирование психомоторных координаций.
4. Формирование познавательной компетентности во всех ее проявлениях.
Эти задачи решаются через систему специально подобранных упражнений, ориентированных на оптимизацию работы сенсомоторного, базового уровня, являющегося фундаментом высших когнитивных (познавательных) функций.  Педагог еще раз вместе с ребенком проходит все ключевые этапы его развития, замещая и заполняя адекватными нагрузками пропущенные участки. 
Структура базовой программы «метода замещающего онтогенеза» универсальна для дошкольного возраста:
 1) разминка направлена на оптимизацию энергетического и психосоматического статуса;  Она включают упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса, общей энергетики, координации и общесоматического баланса;
2) развитие психомоторных координаций (дыхание, растяжки, глазодвигательный репертуар, общедвигательный репертуар) - несущая ось МЗО;   
3) развитие познавательных процессов -  Данный блок МЗО направлен на формирование широкого спектра познавательных, или когнитивных способностей (компетентностей) ребенка. 
4) подвижные игры с мячом и игра на внимание.
Последовательность, содержание и логика организации этапов работы не случайны. Они определяются нейропсихологическими закономерностями развития высших психических функций: разных видов восприятия и двигательной активности, пространственных представлений, речи, мышления и внимания. 
Таким образом, ребенку обеспечиваются все основные направления психолого-педагогического сопровождения развития его неречевых и речевых способностей. И, как показывает 20-летний опыт широкого внедрения МЗО, добиваются благосклонности мозга. Он начинает работать хорошо и слаженно. 
При работе по данному методу стоит учитывать, что МЗО, как и любой другой метод, имеет противопоказания, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий